АСПСП

Цитата момента



Не разрешайте себе плохое настроение. Это неприлично.
Да, да! И еще неэстетично!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



…Никогда не надо поощрять жалоб детей и безоговорочно принимать их сторону. Дети сами разберутся, кто из них прав, кто виноват. Детские ссоры вспыхивают так часто и порой из-за таких пустяков, что не стоит брать на себя роль арбитра в них.

Нефедова Нина Васильевна. «Дневник матери»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

Продолжаем публикацию фрагментов из новой книги Николая Ивановича Козлова «Простая правильная жизнь: Жить будущим”. По-прежнему, если вы захотите выразить свои мысли и чувства по поводу прочитанного, это можно сделать в отдельной теме на форуме Синтона.

Жить будущим

Я — личность?

Личность — это что?

Когда милиция устанавливает вашу личность, точнее, «лицо», ее интересует ваше ФИО, прописка и отсутствие нарушений перед законом.

Для юриста личность — это то, что имеет те или иные гражданские права и свободы, и новорожденный с юридической точки зрения уже личность: субъект прав. Но ответственность за поступки детей вменяется их родителям, и пока у ребенка немного ответственности, у него немного и прав. Поэтому с точки зрения юриста он еще не полная, не сформировавшаяся личность.

  • Личность, но маленькая.

Для подростков, как правило, личность — это то, что позволяет одному имиджево или социально выделяться среди других. Непохожесть на других. Взрослые критически оценивают такую «личность», обзывая ее только воинствующей индивидуальностью, но для подростков и это подвиг. Чтобы выделяться среди других подростков, уже нужна смелость. Еще точнее — ум, сила и смелость. Потому что без смелости ты не решишься выделиться даже силой,  а если ты осмелишься выделяться тупой силой без ума, ты прослывешь не личностью, а дубом. А личность — это подвиг.

Для психологов личность — нечто более спокойное. Это то, что есть у каждого — здорового — человека: тот внутренний стержень, который сформировался у него в процессе жизни среди людей и теперь определяет его дальнейшие взгляды и поступки. Если же этот стержень не сформировался, если человек только пассивно отражает ожидания окружающих и в чем-либо самостоятельным не является, он — не личность.

  • К сожалению, такое происходит при олигофрении.

Когда о личности говорит психолог, он говорит о своеобразии черт и особенностей человека — любого сформировавшегося человека.

  • Для психолога преступник — личность. Личность со своим неповторимым, уникальным набором черт и особенностей.

Если же о личности говорит этик, он говорит о Личности с большой буквы, и это о другом. Личностью с большой буквы этик называет не тех, кто в чем-то особенен и неповторим, а тех, кто вносит в жизнь окружающих людей настоящую ценность. Можно сказать так: чем больше достойного ты несешь другим людям как свободный и самостоятельный человек, тем более ты Личность. Сколько ты, всей своей жизнью, принесешь людям?

  • Хороший вопрос самому себе: «Насколько я — Личность?»

Я предложу видеть в личности не данность, а заданность. Не прошлые заслуги и прегрешения, не то, что уже состоялось, а то, что человеку предстоит, то задание, которое нужно человеку сделать.

Ситуация: вы прошли психологическое тестирование и достоверно узнали свои личностные черты и особенности. Согласно результатам, вы не очень свободный, мало самостоятельный, сильно ленивый, нередко трусливый и часто мстительный субъект с развитой логикой. Сопоставив это с историей своих жизненных неуспехов, добавив сюда мнение шефа и соседей, вы логично пришли к умозаключению, что вы определенно — не Личность  и вам это, по всем признакам, не светит. И что дальше? Делать-то с этим — что?

Делать себя Личностью. Потому что человек — это проект, а не история. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Личность: проект, который вам предстоит всегда

— Я себя ищу…

— А я себя — делаю.

Пожелаем им успеха!

Ты сегодняшний — это твое прошлое. Ты таким стал, верно. Но ты, смотрящий на себя сегодняшнего, — можешь больше, потому что у тебя есть твое будущее. А свое будущее, как и свою личность, творишь ты: можешь творить, если создашь такой замысел. Ты не заготовка, но в работе над собой ты можешь стать другим человеком: таким, каким построишь себя в соответствии со своим замыслом. Человек — это замысел о человеке, это его будущее. Ты будущий — это твой замысел о себе, и в этом смысле личности нет, потому что наша личность всегда впереди нас, как наше «Завтра».

Все знают, что такое «Завтра», а ведь его — нет. Когда наступает «Завтра», это самое «Завтра» оказывается снова впереди, и его снова невозможно поймать за хвост. «Завтра» никогда не существует сегодня, сегодня его нет — но именно наличие нашего «Завтра» делает нас людьми с будущим.

Ты сегодняшний — это твое прошлое. Твои сегодняшние мысли — это не совсем ты, а то, что к тебе пришло из твоего «Вчера». Это то, что ты принимаешь как свое прошлое и можешь изменить, поправить, уточнить.

  • К тебе пришли ненужные, лишние мысли — ты их прогнал. Правильно. Мысли — это не всегда ты.

Твои чувства — это также еще не ты, у тебя есть твое отношение к твоим чувствам. Можно радоваться своим красивым чувствам и сердиться на чувства глупые и неуместные. Ты был таким, потому у тебя и чувства такие. Эти чувства пришли из твоей личной истории, продиктованы твоими прошлыми мыслями, воспоминаниями и позициями. Ты станешь другим, и к тебе придут другие чувства.

  • Я — это я, а чувства — не я, а у меня.

Твое тело — тем более не полностью ты: мало ли что хочет твое тело, у тебя есть твои планы, намерения и обязательства. Я знаю очень смелых людей с трусливым телом: в ситуации опасности такое тело холодеет и трясется, но человек действует смело и решительно, потому что человек — это не его тело. Тело — твое ближайшее окружение, твой друг и союзник, хотя, когда-то, и источник проблем. Можно подчинить себя своему телу, а можно его подчинять себе. Твое тело может стареть, но ты можешь оставаться молод. Твое тело — это твое прошлое, удачное или трудное, красивое или больное, а каким ты себя сделаешь завтра, решаешь ты — решаешь каждый следующий миг, каждую следующую секунду.

  • Конечно, это правда только в том случае, если ты выбираешь, что ты — это собственный проект и личный замысел. Если ты выбираешь жить своим будущим и учишь себя жить будущим.

План: бросок в будущее

Человек есть то, что он раз за разом выбирает делать. Если вы выбираете делать то, что нравится, и делать это столько, сколько хочется — вы счастливый человек, но вы, скорее всего, живете прошлым. Почему?

«Нравится» — это то, что соответствует тем потребностям, которые у нас уже сложились. «Хочется» — это требование, исходящее от уже сложившихся потребностей: «Дай! Хочется!» Это совсем не плохо, это бывает и красиво и радостно, только это всегда наше прошлое.

  • Подростку нравится бегать, пенсионеру хочется полежать. Это не вполне его выбор — это естественное требование его тела, а тело не думает о нашем будущем.

«Нравится» и «хочется» — прекрасное украшение достойной жизни, но не ее база и основа. Основа жизни, устремленной в будущее — достойный план.

План — это бросок в будущее. План вашего дня — это ваше будущее сегодня. План на месяц и квартал — будущее эффективной организации. Ваш план на год и на жизнь — это ваше будущее.

Людей, живущих будущим — немного.

Много ли вы встречаете людей, которые серьезно планируют свою жизнь, вечером строят картинку предстоящего им дня, утром ставят себе задачи, составляют план дня и этот план реализуют?

Денис учится в одном из престижных частных колледжей Великобритании. Расписание дня очень жесткое: подъем в 7.00, бегом на молитву, в течение всего дня уроки, перемежаемые спортивными занятиями, вечером подготовка домашних занятий и отбой. Все под контролем.

Мой вопрос: «Денис, кем ты хочешь быть? Как ты представляешь себе свое будущее?»

Дальше произошло невероятное.

Денис взял листок бумаги и стал рисовать план-график своей жизни на ближайшие двадцать лет. В график уложилось все: поступление в Итон, задачи учебы по годам, смена детских развлечений на более взрослые хобби, поступление в Гарвард, далее задачи на каждый год, изменение мотивации после 20 и 27 лет, динамика карьеры и личной жизни…

Ответив мне, он вежливо поинтересовался, полно ли он ответил на мой вопрос и нужны мне какие-нибудь дополнительные разъяснения.

Я поблагодарил, мне было достаточно.

Денису одиннадцать лет.

Жить по плану, если это план действительно ваш — достойно. Если в своем плане вы еще и учли то, что вам нравится и хочется, у вас великолепный план и замечательное будущее.

Человек есть то, что он раз за разом выбирает делать



Страница сформирована за 0.62 сек
SQL запросов: 170